Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник,вершина которого – фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла – предмет и понятие. Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой – с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова.
Значениеслова – это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им предмету.
Значение слова – это продукт мыслительной деятельности человека. Оно связано с такими видами мыслительных процессов, как сравнение, классификация, обобщение.
Так же значение слова как его содержание всегда связано с каким-нибудь понятием.Всякое понятие вырабатывается нашим мышлением и отражается в нашем сознании. Наши понятия связаны с предметами и явлениями внешнего мира, Т.е. реальной действительности.
По-другому, понятиепредставляет собой результат обобщения и выделения предметов или явлений некоторого класса по определенным общим и в то же время специфическим для них признакам.
Соотношение между понятием и значениемможет быть разным:
– значение слова может быть шире понятия, так как понятие в слове одно, а значений может быть несколько, особенно у многозначных слов (слово ядро, например, выражающее понятие «внутренняя часть чего-либо», имеет несколько значений: 1) внутренняя часть плода, заключенная в твердую оболочку (ядро ореха)’, 2) внутренняя, центральная часть чего-либо (ядро атома)’, 3) важнейшая часть клетки животного и растительного организма и др.);